^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


ВСЕГДА НА ШАГ ВПЕРЕДИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИИ

РАЗВИТИЕ

Телефон приёмной комиссии : 2-83-35

Мосалова И.И., мастер п/о

по профессии „Мастер-изготовитель деталей

и изделий из стекла“

 

Использование компьютерных технологий

на уроке производственного обучения

 

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многих форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

 

Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. В своей деятельности каждый преподаватель стремится к тому, чтобы выпускники умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме.

В своей практике я применяю компьютерные технологии, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем. Возможность распечатать решает проблему тиражирования раздаточного материала к уроку.  Разрабатывая учебные элементы, использую компьютер, стараюсь оформить их  красочно с использованием схем, символов, рисунков, так как форма и цвет способствует запоминанию материала. Появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, накапливать электронные материалы.

Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как чертежи различных механизмов,  инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов, карточки-задания, тесты технологические карты и др.

При планировании урока производственного обучения использую мультимедийные презентации. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Целью презентации на уроки является актуализация знаний,  сопровождение объяснения нового материала, первичное закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний.  Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, а не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрацией проведения испытания стеклоизделий,  рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Демонстрация макетов узлов СФМ  также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.

Мною разработаны уроки презентации по темам:

  1. «Секционная стеклоформующая машина. Назначение и устройство».
  2. «Питатели стеклоформующих машин».
  3. «Стекловаренные печи».
  4. «Основы резания металла на металлорежущих станков. Точение».
  5. «Организация контроля качества продукции. Приборы и оборудование».

Использование мультимедийных технологий – есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово преподавателя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, практикую в своей работе использование электронных плакатов по изучению технологического оборудования  стекольного предприятия. Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.

Среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски. Мною разработаны уроки с применением  интерактивной доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. Лишние объекты могут быть удалены и вновь восстановлены. Интерактивная доска позволила  увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстрированного материала, учащимся – воспринимать информацию быстрее, принимать участие в групповых дискуссиях, выполнять совместную работу, решать общее задание.

Уже несколько лет мои выпускники для защиты выпускных экзаменационных работ    используют презентации своих квалификационных работ, выполненных в программе  Power Point. Презентация облегчает процесс выступления учащихся, так как информация по проекту расположена на слайдах в сжатом виде. На экране можно увидеть всю последовательность выполнения работы, фотографии.

При подготовке к выступлениям на конференции, рефератов, докладов студенты освоили   изготовление плакатов в программа Publisher.  В простейшем графическом редакторе программе Paint  производится  корректировка изображений на схемах. Этот же метод используется для изготовления стенных газет.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы My Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который создаю сама. Использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

С их помощью можно:

- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Компьютерные аудиовизуальные средства позволяют мне использовать возможности, характерные для видеоаппаратуры, или, за счет специальных программ, моделировать любые процессы и явления на экране в динамике или когда необходимо показать взаимодействие отдельных узлов, составляющих сложных механизмов стеклоформующих машин.  И т.к. освоила фото и видеосъемку, сама снимаю отдельные операции и узлы машин. При проведении вводного инструктажа появляется возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз и в неизменной форме, концентрируя внимание на процессах, недоступных непосредственному наблюдению, демонстрировать предметы с близкого расстояния, в уменьшенном и в увеличенном расстоянии, сочетая с анимацией. Зрительный канал воздействия по эффективности восприятия выше слухового и составляет  около 80%, что также подтверждается поговоркой „Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать“.

Обучение с использованием средств компьютерных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современная молодежь живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он дол-жен стать координатором информационного потока. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на од-ном языке с обучающимися.