^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


ВСЕГДА НА ШАГ ВПЕРЕДИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИИ

РАЗВИТИЕ

Телефон приёмной комиссии : 2-83-35

Мосалова И.И., мастер производственного обучения

Проектирование и методика проведения деловой игры

на уроке Специальная технология по теме „Способы формования стеклотары“.

В связи с изменениями, происходящими в системе современного образования, возникает необходимость использовать в профессиональной подготовке будущих специалистов новые образовательные технологии, которые ориентированы на способности и склонности студента как будущего профессионала, способствуют достижению высокого уровня мотивации, развитию самостоятельности, коммуникативных способностей, творческого мышления. Молодые специалисты должны обладать самостоятельностью при решении профессиональных задач, творческой активностью и быстрой адаптацией к изменяющимся условиям своей деятельности (компетентность). Успех будущей профессиональной деятельности неразрывно связан с уровнем развития личностных компетенций, необходимых специалисту в современных социально-экономических условиях (стремление к успеху, мобильность, активность, уверенность, ответственность, умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения и др.).  

 

Прежде всего,    новые    формы способствуют обучения развитию    творческих    способностей   учащихся, повышают  качество знаний   и развивают познавательный интерес в обучении, повышают уровень и прочность знаний учащихся. Для того чтобы обучающиеся  стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. По этому поводу А. Франц  говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Для достижения этой цели весьма эффективным средством являются деловые игры, в ходе которых студенты должны в сжатые сроки принять оптимальные решения в специально созданных производственных ситуациях. Такие  уроки,  реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся,  проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Занятия осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды).

На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на уроке учителя .

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.

Основные атрибуты деловых игр:

  1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;
  2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;
  3. Игровые действия регламентируются системой правил;
  4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;
  5. Игра носит условный характер;
  6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией [4].

При разработке деловой игры можно выделить следующие этапы:

  1. Проблема и тема.
  2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).
  3. Выделение целей конструирования.
  4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.
  5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.
  6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра.
  7. Формулировка правил, распределение ролей среди игроков.
  8. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами.

Деловые игры, как, впрочем, и все активные методы обучения, характеризуются следующими типичными чертами:

  • активизируют мышление самой технологией учебного процесса;
  • активность, приобретенная студентом с помощью игры,длительна и устойчива;
  • стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих, мотивационно оправданных действий и решений;
  • процесс обучения построен на коллективной основе и по определенному алгоритму;
  • повышают эффективность обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения;
  • многие из игр более близки к современным методам обработки информации, чем традиционные методы обучения.

Опыт свидетельствует, что деловые игры целесообразнее всего применять в рамках курсов общепрофессиональных дисциплин.

Игровая имитация процессов управления с включением функций планирования, организации, регулирования, контроля и учета позволяет комплексно охватить ряд дисциплин в их взаимосвязи, поставить студента в обстановку условной действительности, требующую применения знаний и навыков. Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что технология проведения учебных деловых игр с ориентацией на развитие системного мышления, обеспечивает возможность гибкой адаптации специалиста к условиям профессиональной деятельности и способствует формированию компетенций.

 

Планирование деловой игры.

Главными целями проведения деловой игры следующие:

  1. обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы «Способы формования стеклотары»;
  2. анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;
  3. практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
  4. развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача:

  1. выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Время проведения деловой игры:

Оптимальным временем для проведения игры  это конец  полугодия.  Так как  урок является  уроком – обобщением, то и наилучшем методом оценки уже имеющихся знаний, которые учащиеся получили в ходе изучения данной темы.

Количество и состав участников:

1) 18 учащихся второго курса, которые разбиваются на 3 группы (по 6 человек), каждой из которых присваивается название:

  • Предприятия X.
  • Предприятия Y.
  • Предприятия Z.

2) Экспертная комиссия, в лице учащихся  третьего курсов, а также преподаватели, чьи предметы имеют непосредственную связь с темой игры.

3) Главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход игры является преподаватель, его роль в игре – заказчик, прибывший в наш город с определенной целью – выбрать партнера для сотрудничества.

Дополнительные моменты организации деловой игры, необходимые для ее проведения.

- Для того что бы данная деловая игра прошла не только как урок  для разнообразия учебного процесса, а все же и  как  урок обобщения учебного материала, учащимся заранее дается задание  повторить весь материал, связанный непосредственно с технологией производства стеклотары. 

- Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 3 группы. На каждый стол необходимо сделать табличку с названием команды.

- На доску можно повесить различные средства обучения, например: схема «Способы производства стеклотары».

- Для побуждения учащихся к активной деятельности за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы. По итогам проведения игры  определяются заработанные очки, команде набравшей наибольшее количество очков выставляется соответствующая оценка.

Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учащихся, заставляет удивляться. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся. Даже самые пассивные  включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением.

Во время  игры необходимо  наблюдать за обучающимися для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности.

.

План – конспект

деловой игры  по теме „Способы формования стеклотары“.

Цель:

  • Обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы „Способы формования стеклотары“.
  • Развитие у учащихся таких качеств как соперничество, сотрудничество, работа в группе.
  • Практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

Ход мероприятия:

  1. I. Организационная часть. (5мин.)

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, объявляется ее программа

Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация  Power Point, плакаты „Прессование“, „Выдувание“, „Прессовыдувание“, которые выполнены на компьютере в программе Microsoft Publisher.

II Подготовка к проведению деловой игры.(5мин.)

Учащиеся  разбиваются на три группы (по 6 человек).

Группам участников предлагается вытянуть, из трех предложенных вариантов, свое предприятие

Предприятие 1 - ОАО Опытный стекольный завод, специализирующееся на выпуске стеклотары способом прессования;

Предприятие 2 - ОАО Красное Эхо, специализирующееся на выпуске стеклотары способом прессовыдувания;

Предприятие 3 - ОАО Красный Богатырь, специализирующееся на выпуске стеклотары способом  выдувания

Для активной деятельности учащихся за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы, которые на протяжении всего мероприятия заносятся в таблицу, нарисованную на доске.

 

Участники и действующие лица:

Ведущий, три команды, три члена жюри.

Главным действующим лицом (ведущий), которое задает ритм и ход игры, является преподаватель, его роль в игре – заказчик, прибывший в город с определенной целью – выбрать партнера для сотрудничества. 

 

 III. Проведение игры (30 мин.)

Суть игры состоит в следующем:

Одна из новых фирм по выпуску детского питания прибыла на выставку стеклотары, организованную в г. Гусь-Хрустальный.(Слайд №1 и Слайд №2 и Слайд №3)

 Ее представители получили задание наладить поставки стеклотары на свое предприятие. Но для того, что бы определить, с каким предприятие ему лучше сотрудничать, каждому предприятию предстоит выполнить предложенные задания.

Первый тур. „Профессиональные навыки“.

Каждому предприятию необходимо показать профессиональные знания в данной области. На этом этапе заказчик предлагает   задание: Рассказать по представленным плакатам о способе формования стеклотары, который используется на предприятии, указать преимущества своего производства и недостатки других способов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй тур. „Вопрос- ответ“.

Представители фирмы предлагают предприятиям пройти некую проверку имеющихся знаний, что бы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты, компетентные в сфере производства стеклотары.

Предлагается 10 вопросов по теме. Команды отвечают по очереди, в случае незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другой команде и получить дополнительные очки.

 

Вопрос №1. Из представленных образцов изделий выберите те, которые возможно изготовить на Вашем предприятии. На интерактивной доске сохраните эти изделия

( отвечает каждая команда) .

 

 

  Правильный ответ для прессовыдувания:               Правильный ответ для выдувания:     

                                   Правильный ответ для прессования:

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2:  Из представленных деталей соберите формокомплект для выдувания

                                                                                                       Правильный ответ:

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №3: Из представленных слов соберите технологическую цепочку производства методом прессования.                                                                                       Правильный ответ:

 

 

 

 

 

 

Вопрос №4: Из представленных дефектов оставьте те, причиной которых являются неисправность формокомплекта.                                                                                           Правильный ответ:

Вопросы:

  • Назовите виды сырьевых материалов используемых на вашем предприятии?

Ответ: кварцевый песок; сода; глинозем; доломит; мел; сульфат натрия.

 

  • На каком оборудовании происходит сушка песка в составном цехе?

Ответ:  сушильный барабан.

 

  • Для чего на тару наносят защитное покрытие?

Ответ: для повышения прочности изделий.

 

  • Назовите назначение регенератора стекловаренной печи?

Ответ: для использования тепла отходящих газов.

 

  • В каком производственном подразделении осуществляют контроль качества выпускаемой продукции на вашем предприятии?

Ответ: отдел технического контроля.

 

  • Как называется специальность рабочего, который обслуживает питатель стеклоформующих машин?

Ответ: фидерщик.

 

IV   Подведение итогов деловой игры. (5мин.)

 

После подсчета комиссией всех правильных ответов групп, слово дается преподавателю (заказчику), который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляя свое решение, с каким предприятием он будет сотрудничать. Заказчик делает  свой выбор в пользу того предприятия, которое наиболее правильно и точно представил свое предприятие, преимущества и недостатки различных методов формования, набрало наибольшее количество очков.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

После окончания деловой игры необходимо поблагодарить всех ее участников.