^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


ВСЕГДА НА ШАГ ВПЕРЕДИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИИ

РАЗВИТИЕ

Телефон приёмной комиссии : 2-83-35

Т.Г. Козлова

методист,

преподаватель общеобразовательных

и общепрофессиональных дисциплин 

 


Профильные дисциплины общеобразовательного цикла – основа формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО

АННОТАЦИЯ

Проблема, о которой пойдет речь — формирование преподавателями общеобразовательных дисциплин общих и профессиональных компетенций студентов профессиональных образовательных организаций.

 

Дисциплина «Экономика» является профильной для профессий и специальностей СПО социально-экономического профиля. На примере конкретного профессионального модуля и элементов учебных занятий из раздела учебной программы общеобразовательной дисциплины «Экономика» доказывается тезис о возможности формирования на уроках экономики как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся. Так же

В  данной  работе  мы  затронем  ФГОС,  а  именно  —  части  4—6:  Характеристика  профессиональной  деятельности  выпускников;  требования  к  результатам  освоения  основной  профессиональной  образовательной  программы;  требования  к  структуре  основной  профессиональной  образовательной  программы.

Как известно, любая государственная реформа, в том числе и реформа образования, направлена на модернизацию. Модернизация коснулась и системы профессионального образования. Утверждение новых федеральных государственных образовательных стандартов, переход на модульную систему обучения были призваны способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда. Чтобы обучающийся в дальнейшем действительно стал таким специалистом, особое внимание предполагается уделять формированию общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Так складывается, что большинство проблем возникает именно тогда, когда начинается процесс реализации той или иной программы или реформы. Проблема, о которой пойдет речь – формирование преподавателями общеобразовательных дисциплин общих и профессиональных компетенций обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.

Динамика роста научных публикаций в данном направлении, а также анализ методических проблем педагогического коллектива показывает актуальность данной проблемы в условиях всеобщей тенденции к улучшению качества образования.

Реализация любой образовательной программы по любой профессии или специальности должна проходить:

- согласно законодательству РФ. (Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»);

- в соответствии совокупностью требований, обязательных при реализации образовательных программ. Эту совокупность требований представляет собой Федеральный государственный образовательный стандарт.

Уже в следующем учебном году образовательные организации СПО должны начать преподавать дисциплины общеобразовательного цикла на основании ФГОС СОО. Федеральным институтом развития образования разработаны рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности. Согласно этим рекомендациям, образовательные организации СПО не должны полностью реализовывать ФГОС СОО. Этот государственный стандарт является лишь частью образовательной деятельности и дополняет основную образовательную программу среднего профобразования. То есть, при определении дисциплин по выбору и профильных дисциплин в общеобразовательном цикле следует руководствоваться особенностями специальности или профессии, которую получают обучающиеся, требованиями работодателей и многим другим. Таким образом, общеобразовательные дисциплины по выбору и, тем более, профильные дисциплины обязаны реализовывать процесс формирования общих и профессиональных компетенций.

Для понимания этого процесса рассмотрим конкретную специальность 38.02.14 (100701) Коммерция (по отраслям), и конкретную учебную дисциплину общеобразовательного цикла – экономику (ФГОС СПО по специальности «Коммерция (по отраслям) от 15.05.2014 №539).

Экономика относится к профильным дисциплинам реализации общеобразовательной подготовки обучающихся групп социально-экономического профиля и основное ее назначение – формирование и развитие ОК и ПК, которые необходимы в процессе освоения данной специальности.

В части 4 ФГОС говорится: «4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях. 4.3. Менеджер по продажам готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью. 4.3.2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности. 4.3.3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. 4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. На первый взгляд может показаться, что речь идет о высшем образовании, но ведь это результат реформы — образовательные организации СПО должны готовить качественных, всесторонне развитых, конкурентоспособных специалистов – менеджеров среднего звена. В связи с этим далее в ФГОС представлены требования к результатам освоения профессиональной образовательной программы: общим и профессиональным компетенциям.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций рассмотрим на примере конкретного модуля. В результате освоения ПМ 02. «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» обучающийся должен владеть такими общезначимыми компетенциями, как: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Глаголы: понимать сущность, организовывать деятельность, анализировать ситуацию, осуществлять контроль, осуществлять поиск информации обозначают те компетенции, которые можно и нужно формировать и развивать при изучении дисциплины «Экономика» на первом курсе, готовить обучающихся к освоению данного модуля. Необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Большая роль здесь отводится самостоятельной работе, заданиями которой могут стать: составление библиографического списка по теме, разделу; составление глоссария; подготовка конспекта; подготовка наглядного пособия; создание портфолио; подготовка презентации; написание эссе; подготовка реферата; разработка проекта.

С общими компетенциями ситуация более менее ясная, поскольку сформировать общие компетенции не представляется сложным даже не прибегая к профессиональным понятиям и терминам. Не очевидная картина в случае профессиональных компетенций.

Учебная дисциплина «Экономика» не входит в Основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но ознакомившись с ФГОС СПО, можно с уверенностью сказать, что при изучении дисциплины «Экономика» можно формировать и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции формируются при изучении различных разделов дисциплины с помощью внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

Раздел: «Теория поведения потребителя» УЗ «Бюджет семьи»

Составьте план накопления средств из семейного бюджета на туристическую поездку в Египет всей семьей.

Раздел: «Монетарная политика» УЗ «Банки: их виды и основные функции»

Планируя поездку в Египет, вы решили откладывать деньги в банке. Проведите исследование, в каком банке выгоднее разместить вклад.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Раздел: «Предприятия и их основные организационно-правовые формы»

Изучите формы торговли в Вашем микрорайоне и соотнесите формы торговли с предприятиями Вашего города, микрорайона.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

Раздел: «Рыночное равновесие»

Проведите мини-исследование в лицейском кафе и магазине самообслуживания, подтверждающее действие закона спроса и предложения.

Таким образом, на уроках экономики можно работать над формированием и общих, и профессиональных компетенций (безусловно, не всех).

Формируя общие и профессиональные компетенции, преподаватель не должен забывать о конкретных знаниях и умениях, которые обучающийся должен получить в процессе освоения учебной дисциплины. Следовательно, преподаватель должен преподносить учебную дисциплину в прикладном аспекте. Для этого необходимо изучать специальную литературу, нужно знать специфику профессии или специальности. Если нагрузка преподавателя подразумевает чтение дисциплины в группах разных профессий или специальностей, то необходимо знать специфику каждой из них.

Занятия, разумеется, можно насытить профессиональными красками, но это не совсем то, что нужно согласно ФГОС. Даже преподавая такую дисциплину для групп социально-экономического профиля, как экономика, без профессиональных знаний не обойтись. Для продавцов и коммерсантов основное направление преподавания экономики - экономика торговли, а для парикмахеров – особенности бытового обслуживания населения. В качестве примера вариативности построения учебного материала для различных групп и категорий обучающихся можно привести распределение учебных занятий раздела «Теория производства»

 

Раздел «Теория производства»

Общетеоретические учебные занятия:

УЗ1 Рассмотреть предприятие как хозяйствующий субъект.

УЗ3 Издержки предприятия

УЗ4 Доход и прибыль предприятия

Учебные занятия для обучающихся по профессии «Парикмахер»

УЗ2 Экономические ресурсы предприятий бытового обслуживания населения

УЗ5 Основные показатели деятельности предприятий бытового обслуживания населения

УЗ6 Иные особенности экономической деятельности предприятий бытового обслуживания населения

Учебные занятия для учащихся по профессии «Продавец»

УЗ2 Экономические ресурсы предприятий торговли

УЗ5 Основные показатели деятельности предприятий торговли: товарооборот

УЗ6 Иные особенности экономической деятельности предприятий торговли

Такой большой объем информации предполагает не только самообразование, но и курсы повышения квалификации, стажировки. Проблемой может стать и недостаточность научно-методического обеспечения образовательного процесса, в частности проблема с литературой. Всю эту совокупность задач и проблем предстоит решать не только на федеральном уровне, но и внутри самих образовательных учреждений профессионального образования.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на необходимость призвать педагогическое сообщество к размышлению над конкретными действиями по реализации программы модернизации образования.

Современный образовательный процесс не совершенен, но, несмотря на свои недостатки, он достаточно перспективен. Но для его развития необходим обмен педагогическим опытом, творческий поиск новых решений и всеобщее стремление к развитию методологии педагогической науки.

 Библиографический список:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. ФГОС СПО по специальности «Коммерция (по отраслям) от 15.05.2014 №539

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

Вложения:
Скачать этот файл (Презентация 2.ppt)Презентация 2.ppt[ ]2252 Кб