^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


ВСЕГДА НА ШАГ ВПЕРЕДИ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ИННОВАЦИИ

РАЗВИТИЕ

Телефон приёмной комиссии : 2-83-35

Формирование  профессиональных  компетенций  в  рамках  учебной  и  производственной  практик  обучающихся.

Практико-ориентированные технологии  не являются чем-то новым и неизвестным. Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения, способствующие формированию практических навыков были и остаются основой обучения при получении рабочих профессий.

 

До перехода на новые образовательные стандарты организация производственного обучения по профессиям «Продавец, контролёр-каасир», «Коммерсант в торговле» была организована нами поэтапно.

- практику для получения первичных профессиональных умений и навыков  (учебную);

- практику по профилю специальности (технологическую);

-практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

 

На 1-м курсе обучение первичным профессиональным умениям и навыкам я проводила в учебно-производственных мастерских в виде лабораторных и практических работ. Оснащение УПМ «Продавец, контролер-кассир»  позволяет выполнять в стенах учебного заведения практически все виды работ, прописанные в рабочей программе производственного обучения. На каждый вид работ разработан методический комплект, включающий в себя опорные конспекты, инструкционные и технологические карты, правила и алгоритмы работы, карточки-задания, тесты и пр. Мастерами и преподавателями профессионального цикла подобрана и систематизирована учебно-методическая литература – нормативные документы, учебная и справочная литература (в комплекте на 1 рабочее место).

На 2-м этапе профессиональное обучение было направлено на закрепление, расширение, углубление и отработку первичных умений и навыков, поэтому учащиеся направлялись на торговые предприятия для приобретения первоначального практического опыта.  Проблема заключается в том, что в настоящее время потерян институт базовых предприятий, где во время прохождения производственного обучения к каждому ученику прикреплялся наставник  из числа опытных работников и мастер п/о мог свободно контролировать выполнение учащимися конкретных видов работ. Большинство работодателей хотят брать на работу «готовых» продавцов, а не возиться с практикантами. В прошлом году, на 2-м курсе в торговых предприятиях города проходили практику 15 учащихся (71%).  В основном работодатели использовали учеников в качестве подсобного персонала (фасовщиков).  Чтобы выполнить программу производственного обучения в полном объёме и  отработать необходимые профессиональные навыки, я совмещала учебную практику на торговых предприятиях города и в УПМ. В то же время  6 учащихся (29%) группы  учебную практику проходили в УПФ «Гермес», где они  в процессе реальной деятельности  отработали все виды работ, предусмотренные программой.

Я считаю организацию практики в учебной фирме наиболее эффективной и целесообразной по следующим причинам:

  1. Обучение происходит в процессе реальной деятельности, когда учащиеся должны решать поставленные перед ними задачи и возникающие в рабочей обстановке проблемы.
  2. Организовано коллективное обучение – созданы бригады по три человека во главе

 с бригадиром.                                             

  1. В процессе работы выполняется весь торгово-технологический процесс: приемка товаров, организация рабочего места, выкладка товаров и оформление ценников, консультация и обслуживание покупателей,  проведение инвентаризации и её документальное оформление, а так же участие в формировании заявок на товар, изучение спроса покупателей.
  2. Организован постоянный контроль, обучение и помощь мастеров п/о.
  3. Имеется возможность анализа своего опыта работы.
  4. Возможность постоянно быть в курсе событий учебного процесса и обмениваться информацией с другими учащимися.

 

На сегодняшний день для учащихся группы 3К учебная практика организована следующим образом:

  • 11 человек (52%) проходят практику в стенах нашего техникума в учебно-производственной фирме «Гермес».
  • 5 человек (24%) сочетают профессиональную работу с учебой;
  • 5 человек (24%) проходят практику в торговых предприятиях города;

 

3 этап – это производственная практика (март-июнь 2013 г) на конкретных рабочих местах.  Опыт показывает, что ежегодно трудоустройство  по профессии «Продавец» составляет 100%, т. е. наших выпускников с удовольствием  берут на практику с последующим трудоустройством.

 

По моему мнению организация учебной и производственной практики по профессии «Коммерсант в торговле» до сих пор была выстроена достаточно четко и логично. Контроль качества производственного обучения проводится два раза в год в форме олимпиад профессионального мастерства, состоящих из теоретической и практической части. Оценка знаний и умений обучающихся на конкурсах осуществляется совместно с работодателями.

Со следующего семестра мы начинаем обучение по образовательной программе «Продавец, контролёр-кассир», реализуемой на основе требований ФГОС. Так как сегодня нами создана достаточно эффективная система учебной и производственной практики, наша задача развивать и совершенствовать систему организации и проведения практик:

  • Продолжить проведение учебной практики по каждому модулю в форме УПЗ

Для этого отобрать и привести в систему комплекс имеющихся лабораторно-практических работ по каждому уроку). 

  • Преподаватели и мастера п/о, ведущие модуль должны самостоятельно спланировать последовательность проведения ЛПЗ по МДК и учебной практике; определить способ проведения практик: концентрированно или рассредоточено, что позволит реализовать принцип непрерывности и последовательности обучения
  • Совместно с ГК Магистраль определить новые подходы к организации и проведению производственной практики. 1 осваиваемый модуль и вид деятельности - «Продажа непродовольственных товаров». Для освоения компетенций по данному модулю обучающимся необходимо получить практический опыт продажи по всем группам непродовольственных товаров: начиная с одежды и обуви и заканчивая строительными материалами.  Совместно с ГК Магистраль мы планируем производственную практику в магазинах ОАО «Торговый ряд», где имеется реальная возможность перемещения учащихся по секциям и обучения всем видам деятельности по обслуживанию покупателей и продажи различных групп непродовольственных товаров.
  • Продолжить работу по созданию практикоориентируемой образовательной среды: развитие УПФ Гермес, создание новых рабочих мест. Это самый трудный, но самый эффективный путь развития.

 

Спасибо за внимание!